09 апреля 2015

Morna

То, чем является танго для Аргентины или фаду (fado) для Португалии, для Кабо Верде стала морна.  Этому наиболее популярному на всем архипелаге национальному песенному жанру по меньшей мере полтора века.
   Она является обязательной частью в репертуаре любой группы из Кабо Верде. Морна открывает душу этого народа. Морна балансирует между музыкой и поэзией, это и лирическая песня с глубоко меланхолическим духом, и танец. Почти всегда морны сочиняются и исполняются на креольском португальском языке, это - медленные минорные мелодии. Сердцем жанра являются стихи, которые могут рассматриваться как отдельная поэтическая форма. Они рассказывают о любви и о тоске по близкому человеку, о красоте родины, о долгом путешествии и о разлуке, о страданиях в чужих краях, о смерти. Это музыка глубоко ощущаемой меланхолии, людей, которые хотели бы жить на своих родных островах, но вынуждены уезжать для того, чтобы выжить.
   Один из старейших музыкальных жанров архипелага появился на балах в начале XIX века, вместе с тем корни морны являются предметом продолжающихся споров. Есть теории, что на морну оказала влияние португало-бразильская модинья (modinha), португальское фаду или, возможно, африканские ритмы из Анголы. Этот треугольник “модинья-фаду-морна” настолько ярко выражен, что связь всех трех стилей очевидна.
   В своей ранней форме на острове Боавишта (Boavista), морна была бодрым сатирическим музыкальным жанром. Классические темы - любовь, эмиграция зазвучали в морнах благодаря композитору Эужениу Таваришу (Eugenio Tavares). Позже на острове Сан-Висенте (Sao Vicente) Б.Леза (B.Leza) и Мануэль ди Новаш (Manuel de Novas) вновь придали ей жизнерадостное, полное счастья звучание. На настоящий момент наилучшие морны сочинены Э.Таваришем, но стиль до сих пор активно развивается.
   До появления электрических музыкальных инструментов в шестидесятых, морны исполнялись одним певцом в сопровождении струнных ансамблей. Они включали в себя по меньшей мере одну гитару, часто скрипку, иногда бас, фортепиано или аккордеон. Высокий струнный звук, благодаря которому можно определить многие морны, извлекался из кавакиньо (cavaquinho) - инструмента, популярного в Португалии и в Бразилии, откуда он и попал на острова. Кавакиньо очень похож на укулеле (гавайскую гитару). Это инструмент с четырьмя струнами, настроенными как четыре верхние струны гитары. Другим использовавшимся инструментом была виола (viola) - 12-струнная португальская тенор-гитара, которая несколько короче стандартного образца. Ритм морн поддерживался маракасами (maracas), которые время от времени используются и до сих пор. В современных морнах звучат трубы, саксофоны, кларнеты и электрогитары - они ведут мелодию или используются в инструментальных проигрышах, которые также сопровождаются фортепиано, синтезаторами, струнной и иногда джазовой ударной секцией.
   Среди самых известных исполнителей морн - Сесария Эвора (Cesaria Evora), Джосинья (Djosinha), великий музыкант и талантливый скрипач, который умер несколько лет назад, и Бана (Bana). Бана, певец из города Минделу (Mindelo) на острове Сан-Висенте, обладатель замечательного голоса. В течение многих лет он работал с Б.Лезой, композитором-инвалидом, которому Бана помогал передвигаться. После блужданий по Роттердаму и Парижу, сейчас Бана обосновался в Лиссабоне и, благодаря помощи братьев, Мендиш (Mendes Brothers) вновь начинает выступать.
   Среди других хорошо известных исполнителей морны необходимо упомянуть Ильдо Лобу (Ildo Lobo), который в то же время является лидером группы Ош Тубароеш (Os Tobaroes), певиц Марию Алисе (Maria Alice), Селину Перейру (Celina Pereira), Титинью (Titinha) и Созинью (Saozinha). Также нужно сказать и о Антониу Висенте Лопеше (Травадинье ) (Antonio Vicente Lopes (Travadinha), который мастерски владел кавакиньо.
   Артем Прохоров
(по материалам World Music - Rough Guide)
РАСПРОСТРАНЕНИЕ:Кабо-Верде Ангола Гвинея-Бисау Мозамбик
МУЗЫКАНТЫ: Bonga
http://ethnic.ru/style.php?val=Morna

Комментариев нет:

Отправить комментарий