07 апреля 2015

Juju

Н а протяжении многих лет джуджу (juju),остается самым популярным музыкальным стилем в Нигерии.
В самом начале ХХ века Лагос был одним из городов, в который из Нового Света прибывали освобожденные рабы. Благодаря им, и местному населению, стала создаваться музыка для отдыха, получившая известность под названием “музыки пальмового вина”, поскольку ею обычно сопровождались попойки.
   В основе джуджу лежит  фолклор йоруба и некоторые интернациональные элементы. Исполнение веселых тематических песенок под аккомпанемент банджо, гитар, погремушек и барабанов породило несколько известностей местного уровня. В их числе особо стоит отметить “Баба” Тунде Кинга (“Baba” Tunde King), который, возможно, впервые был первым, кто определил свою музыку термином джуджу.
   Пластинки 78 об/м , записанные британцами, с ранними произведениями Тунде Кинга, Огоге Дэниэла (Ogoge Daniel), Джо “Спиди” Арабы (Jo “Speedy” Araba) и особенно Тунде Найтинегейла (Tunde Nightingale), легли в основу репертуара этого быстро развивающегося стиля. Электричество, усилители голоса для струнных инструментов позволили полнее использовать различные барабаны. Впервые, в конце 1950-ых годов на эти возможности обратил внимание Исайя Кеинде Дайро (Isaiah Kehinde Dairo), добавив к привычному набору инструментов электрогитары и аккордеон, на котором он играл сам.
   Вслед за Исайей Дайро последовал Главнокомандующий Эбенесер Обей (Chief Commander Ebenezer Obey), а в семидесятых Кинг Санни Аде (King Sunny Ade) и его African Beats. В соревнование Э.Обея и Санни Аде оказалась вовлечена публика, и это послужило движущей силой для развития стиля джуджу - среди инструментов появлялось все больше барабанов, “примоченных” гитар, синтезаторов. В начале восьмидесятых, когда Санни Аде впервые выбрался с гастролями за границу, джуджу создавал конкуренцию всемирно известной рок-музыке по экспрессивности, театральности, внутреннему давлению. Вместе со своими 20 музыкантами, Санни Аде быстро приобрел преданных слушателей и быстро породил феномен афропопа. Другие африканские исполнители, такие как Мириам Макеба и Ману Дибанго к тому времени уже зарекомендовали себя, по после того как Санни Аде начал гастролировать, известность африканской музыки в мире стала значительно шире. Таким образом джуджу занял уникальную позицию в истории всей африканской поп-музыки.
    Однако после долгого, практически неоспоримого царствования в Нигерии Санни Аде и Эбенесера Обея, появился мастер-шоумен “Сэр” Шайна Петерс (“Sir” Shina Peters) и открыл дверь для нового поколения исполнителей джуджу. Он вместе с певцом Сегуном Адевале (Segun Adewale) начал с подпевок Принсу Адекунле (Prince Adekunle), а в 1977 году создали группу Shina Adewale & The Superstar International. В 1980 году двое соперников пошли разными путями, Сегун начал проповедовать стиль фьюжн, который он назвал yo-pop, а Шайна в конце восьмидесятых появился со своим собственным стилем джуджу, который отличали более тяжелые ударные. Стиль Шайны напоминает фанковый афробит Фелы Кути и ударное безумие музыки фуджи (fuji), вместе с тем он оставался исконным джуджу. С песнями, которые затрагивали темы морали, Шайна в 1989 и 1990 годах заработал в Нигерии ряд наград. Примерно в то же время на сцене появился Деле Тайво (Dele Taiwo) со своим ритмичным звуком с обилием клавишных, который он назвал фанком джуджу.
   В девяностых популярной среди местных слушателей стали ударная музыка фуджи и местное рэгги, и с ними наступил закат долгого доминирования стиля джуджу. Сейчас по всей Африке в среде молодых музыкантов и слушателей популярной является эстетика хип-хопа. Вместе с ней появляются новые вариации на темы джуджу, образуя свежие музыкальные разновидности, которые находят свое место в новом времени.

      Артем Прохоров (http://ethnic.ru/)
по материалам World Music - Rough Guide)

На фото - представители группы народов йоруба. 
фото с сайта wikimedia.or

Комментариев нет:

Отправить комментарий