26 марта 2015

Taj Mahal

Генри Сен-Клер Фредерикс (Henry Saint Clair Fredericks ) более известный как Тадж Махал (Taj Mahal) - американский музыкант, певец, мульти­инструменталист-самоучка, один из выдающихся исполнителей блюза конца XX века.
   Родился 17 мая 1942 в Гарлеме, Нью - Йорк. Его отец, Генри Фредерикс, популярный джазовый музыкант и аранжировщик, говорил на семи языках. Коллеги называли его гением. Именно он познакомил сына с лучшими образцами джаза и блюза , оплачивал его уроки кларнета и тромбона. Мать, Милдред Шилдс (Mildred Shields) - школьная преподавательница, много лет пела в церковном хоре.Генри был ещё  ребенком, когда семейство переехало в Спрингфилд, штат Миннесота . Коротковолновый радиоприемник отца открыл ему мир музыки. Особенной  юному меломану нравился блюз, как акустический, так и электрический, а также  рок-н-ролл.  Его первые кумиры Чак Берри (Chuck Be rry) и Бо Дидли (Bo Diddley). Генри было 11 лет, отец погиб в результате несчастного случая. Через два года  мать вновь вышла замуж за уроженца Ямайки Хьюгана Уилльямса (Hughan Williams). Благодаря ему Генри научился играть на гитаре и банджо.
   Чтобы обеспечить себе кусоку хлеба в будущем, Генри пришлось поступить в Массачусетский университет, где он изучал сельское хозяйство и животноводство. Однако музыка занимала важное место в его жизни. В студенческие годы он собрал свою первую группу Taj Mahal & the Elek tras. Тогда у Генри и появился псевдоним Тадж Махал - это имя пришло ему во сне. В начале 60-х коллектив выступает на университетских вечеринках, в городских клубах, а со временем объезжает весь штат Массачусетс. Увлеченный только входившим  в моду фольком, Тадж Махал добирается до Гринвич Вилледжа и массачусетского Кэмбриджа, считавшимися колыбелью фолька. Тем он  знакомится и насинает выступать с родоначальниками движения Бобом Диланом (Bob D ylan), Дейвом Ван Ронком (Dave Van) и Ричи Хэвенсом (Richie Havens).
   В 1964 году Тадж Махал, уже дипломированный специалист, прибывает в Лос-Анджелес. Однако вовсе не для того,  чтобы заниматься сельским хозяйством. Попытав удачи в нескольких группах, игравших фольк-блюз, он на пару с гитаристом Раем Кудером (Ry Cooder) собирает команду Rising Sons и  договаривается о сотрудничестве с лейблом Columbia. Команда  записывает дебютный сингл - сплав целого ряда аутентичных американских стилей. Однако руководство компании не понимает, что делать с этой записью - то, что позже станет обычным явлением , в середине 60-х выглядит чудно и вряд ли может рассчитывать на понимание публики. Альбом отложили полку до лучших времен. Эти времена наступили без малого через  30 лет - лишь  в 1992 году альбом выходит в свет.
     От коллективного творчества Тадж Махал решил отказаться. Предложение сольного контракта с Columbia поступило как нельзя вовремя. В августе 1967 года музыкант практически за пару недель  записывает свой дебютный альбом "Taj Mahal".  В  начале 68 года его издают. Микс старого и нового блюза - стоял особняком на тогдашней блюзовой сцене. Однако нашлись проницательные критики, которые расценили альбом  как главный шаг к возрождению аутентичного блюза.
     Эпоху "возрождения" продолжил и второй альбом "Natch'l Blue s", изданный в конце 1968 года. В 1969-м  артист подготовил довольно неординарную двойную пластинку "Giant Step" - наполовину акустический, наполовину электрический сет. Эти три альбома создали Тадж Махалу репутацию, с одной стороны, аутентичного, с другой  - на удивление современного блюзмена. В то время, когда многие ветераны блюза углублялись в психоделию, в основном под давлением звукозаписывающих студий, Махал сохранял верность традиционному блюзу 30-х и 40-х годов, опираясь при этом на новейшие технологии звукозаписи. Изяществом гитарных партий на его пластинках  можно было  только восхищаться. Слайд- гитара в руках Тадж Махала творила чудеса. Не отставали от него и лид-гитарист Джесс Эд Дэвис (Jesse Ed Davis), и ритм-гитаристы Рай Кудер и Билл Боутман (Bill Boatman). Известность Махала в музыкальных кругах расширялась с каждым днем. За нескольо лет он превратился в любимого артиста, которому довелось записываться и выступать с многочисленными рок-звездами и выдающимися блюзменами. Очень техничный и скрупулезный , он превосходно справлялся с бас-гитарой, пианино, банджо, гармошкой и  соло-гитарой.
     С началом 70-х Тадж Махал начинает действовать ещё больше рискованно, не страшась самых неожиданных нововведений. Пластинка 1971 года "Happy Just to Be Like I Am" - наиболее эффектный экскурс музыканта в традиционную этническую музыку. Она насыщена карибскими ритмами. Хотя ядром саунда остается неизменный акустический кантри-блюз. Двойной концертный альбом 1972 года "The Real Thing" записывается с привлечением тубы -явное влияние  музыки Нового Орлеана.
     В 1973 году Махал пробует себя в кино и пишет несколько композиций для фильма "Sounder". А также исследует силовое усилие между джазом и кантри-блюзом в альбоме "Oooh So Good 'N Blues". Альбом  попадает в Тор-20 джазового чарта. Вего творчестве становится заметно влияние регги . Элементами этого стиля насыщен диск "M o' Roots". В середине 70-х Тадж Махал переходит на свежеиспеченный лейбл Warner Bros., для которого записывает три альбома. Все они выходят в 1977 году: "Evolution (The Most Recent)", "Music Fuh Ya' (Music Para Tu)" и саундтрек к фильму "Brothers". К концу 70-х мелодический климат начинает изменяться, и заинтересованность к творчеству Таджа Махала резко падает. Ситуация  усугубляется в 80-е годы, когда на публику обрушивается с одной стороны диско , с другой - хэви-метал. В течение почти целого  десятилетия, оставшись без лейбла, артист ничего не записывает. Он уезжает на Гавайи, где открывает для себя новую музыкальную традицию. Только в 1987 году Махал возвращается в "цивилизацию" с новым альбомом "Taj". Его выпускает лейбл Gramavision, заинтересованный в издании таких экзотических записей. Довольно экзотичным выглядел и следующий поворот карьеры музыканта: в 1988 году он подготовил цикл необычных альбомов для детей . Один из наиболее ярких релизов - "Shak e Sugaree": музыкальное турне по Африке, Карибским островам и югу Соединенных Штатов. В некоторых треках звучит детский хор , в запипи принимали участие дети  самого музыканта. В течение нескольких лет его время распределяется между несколькими параллельными начинаниями. Среди них - музыкальное сопровождение к пьесе "Mule Bone" Лэнгстона Хьюза и Зоры Нил Херстон (Langston Hughes/Zora Neale Hurston. За это саундтрек в 1991 году Тадж Махал в первый раз номинировался на Grammy . Только в начале 90-х псоле многолетнего перерыва музыкант в конце концов вернулся к регулярной студийной работе и концертным поездкам. Вместе с группой Private Music он выпускает ряд довольно успешных альбомов. Первым из них стал лонг-плей "Like Never Before " (1991), Одако на чистом, беспримесном блюзе музыкант решил не останавливаться. Его следующие релизы "Dancing the Blues" (1993) и "Phantom Blues" (1996) наполнены пересечениями с роком, поп-музыкой, ритм-н-блюзом. Начиная с "Phantom Blues" - вошедшим в топ- 3 блюзового чарта, все новые диски Тадж Махала неизменно поднимаются в двадцатку лучших блюзовых записей.
   Популярность неспешно, но неуклонно возвращается к артисту. По мнению некоторых поклонников блюза, не разделявших излишне разносторонних увлечений Махала, его стилистический коктейль звучал сверх меры академично, а сам музыкант витал в облаках. Во второй половине 90-х творчество Тадж Махала ненамеренно "отомстило" за своего автора -целая плеяда молодых блюзменов выбрала для себя такую  же "академическую" стезю. Среди них были и реаниматоры акустического блюза Кеб Мо (K eb' Mo') и Гай Дэвис (Guy Davi s), и эклектичные музыканты Кори Харрис (Corey Harris) и Alvin Youngblood Hart. В 1997 году артист представил свежий альбом "Senor Blues" - один из самых сильных в его карьере. Во всяком случае , ниразу  в жизни  критики ещё не расточали комплиментымузыканты с таким единодушием. На сей раз организаторы Grammy  не смогли оставить музыканта без награды: "Senor Blues" был назван лучшим блюзовым альбомом года. Хотя ни о какой чистоте жанра речь в нем по-прежнему не шла. Помимо классического блюза нашлось место и  ритм-н-блюзу, и соулу, и  джазовым вариациям, и  кантри-блюзу. Воображение Тадж Махала продолжают будоражить самые разные музыкальные традиции. Привлекая необычных этнических музыкантов, он записывает оригинальные пластинки, которые выпускает на независимых лейблах . Лонг-плей 1995 года "Mumtaz Mahal" создается с участием классических индийских музыкантов. Релиз 1998 года "Sacred Island" записывается с его новой группой Hula Blues Band, которая помогает передать обаяние загадочной гавайской музыки. Альбом 1999 года "Kulanjan" - это по сути дела дуэт с уроженцем Мали Тумани Даебей том (Toumani Diabate), который играет на редком инструменте кора. В альбоме классический блюз гармонично уживается с африканскими фольклорными мелодиями.
     В 2000 году артист становится обладателем ещё одной награды Grammy в номинации "оптимальный нынешний блюзовый альбом" - за  диск "Shoutin' in Key: Taj Mahal & the Phantom Blues Band Live". В том же году Тадж Махал, курсируя между Бременом и Гавайами, лавируя между разными  традициями и историческими эпохами,  сплавляет воедино аутентичные стили Карибского бассейна, Полинезии, Африки и Америки . Аккомпанирует ему крупный экзотический ансамбль: три укулеле разного тембра, гавайские гитары, духовые, ударные разных видов , стандартные басы и электрогитары. По сути,  альбом "Hanapepe Dream" - это иллюстрация всего творчества Тадж Махала, его лейбмотив в мысли, что у соула и блюза, регги, джаза и рок-н-ролла  одни корни- африканская диаспора. 

http://persones.ru/biography-24830.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий